top of page

Как вузы Германии готовятся к зимнему семестру 2020





Во время пандемии коронавируса университетские сотрудники разрабатывают концепции социальной интеграции 20 000 студентов первого курса.


В вузах уже ведется подготовка к предстоящему зимнему семестру, который, вероятно, будет еще более трудным, чем летний. Уже ясно, что большинство курсов снова будут проходить онлайн. Но ситуация еще более усугубляется тем, что этой осенью в Мюнхене начнут обучение около 20 000 студентов первого семестра. Это студенты, многие из которых только что выпустились из школы, приехали из других городов или даже из-за рубежа. «Как мы сможем познакомить первокурсников с академической работой и студенческой жизнью во время пандемии?» Именно этим вопросом занимается университетский дидактик Андреас Флейшманн в Техническом университете Мюнхена.


Мероприятия в начале семестра в обычном формате, где новичкам лично было предоставлено много флаеров и консультаций, будут отменены. Не будет проводиться никаких вечеринок в обычном формате. Мероприятие «Fit-for-TUM» пройдет в виртуальном формате с 5 по 9 октября. Проблема состоит в том, как объединить студентов в небольшие группы, как и где можно организовать мероприятия с небольшим количеством участников, чтобы студенты смогли почувствовать себя социально интегрированными.


Флейшманн и его коллеги работают в ТУМе над системой ProLehre, чтобы обеспечить оптимальное внедрение цифрового обучения. Нагрузка в летнем семестре была огромной для всех сотрудников университета. Преподавание должно было быть оцифровано за короткое время. Некоторые из коллег неделями работали на 100 процентов больше, иногда на дому. Руководство университета предоставило пространство и финансовые средства для поиска решений по внедрению онлайн-обучения.


Флейшманн руководит командой из более чем 30 сотрудников. Он имеет докторскую степень по информатике, также получил педагогическое образование и считает, что полезно говорить на «языке инженеров». Он работает в системе ProLehre с 2006 года и является свидетелем роста института. В 2017 году дидактика университета и медиа-центр объединились под руководством Флейшманна. Идея слияния заключается в том, чтобы объединить научные результаты международно признанных исследований в области преподавания и обучения с новыми технологиями обучения – и тем самым повысить качество преподавания. Этот фундаментальный подход университета был очень важен для быстрого перехода на онлайн-обучение в первые месяцы пандемии.

Герхард Мюллер, исполнительный вице-президент по обучению и преподаванию, уже давно рассматривает внедрение цифровых форматов как один из центральных проектов университета. ТУМ не только инвестирует в человеческие ресурсы и технический потенциал, но и объявляет конкурс, в рамках которого новые преподавательские и экзаменационные проекты ежегодно финансируются. По словам Мюллера в ближайшие годы в развитие обучения будут инвестированы миллионы. Деньги на это будут собираться у частных спонсоров. Ни один другой мюнхенский университет не вкладывает столько ресурсов в дидактику и преподавание.


Были приобретены лицензии на цифровые конференции и такие инструменты, как Camtasia, для создания учебных видеоматериалов. «Студенты были технически готовы к электронному обучению», - говорит Флейшманн. По его словам, профессорам пришлось покинуть свою зону комфорта, и у них в начале были проблемы. Но в отличие от учителей в школах, например, им оказывалась и будет оказываться интенсивная помощь в создании цифровых уроков.


В ТУМе подготовлено 500 студенческих ассистентов, так называемых «электронных скаутов», которые помогают преподавателям. На сайте ProLehre появилось подробное руководство в 40 страниц с советами по цифровому обучению, которое связано не только с обучением в университете. «Чувство того, что «все помогают», несомненно, увлекло многих людей», - говорит Флейшманн. Опрос студентов и преподавателей, проведенный Центром обучения и преподавания в течение семестра, показал позитивный отклик. В опросе приняли участие почти 1 000 преподавателей (около 20%) и 5 000 учеников (около 12%). Результаты показали, что 77 процентов учителей чувствовали хорошую поддержку. 60 процентов преподавателей были удовлетворены или очень удовлетворены переходом на цифровое обучение. Еще 25% были частично удовлетворены. Еще более позитивными были показатели среди студентов, 71 процент которых были удовлетворены или очень удовлетворены переходом на цифровое обучение, и ещё 17 процентов были частично удовлетворены.

В новом семестре пригодится опыт работы в условиях первых месяцев пандемии коронавируса. «Студентам нужна была «обратная связь», - говорит Флейшманн. «Мы должны воссоздать социальное пространство онлайн.» Студенты узнали, что онлайн-обучение требует большей дисциплины и структуры, и что электронное обучение не имеет смысла без экзаменов.


Эллен Тараба – руководитель отдела поддержки учебной компетентности в ProLehre. Сейчас она работает над тем, что нужно первокурсникам. На основе этого должен быть разработан веб-курс. Рабочее название на данный момент – «Как выжить в онлайн-обучении». Конечно, дело не только в «выживании». Студенты должны получать практическую помощь. Тараба советует спроектировать рабочее место так, чтобы все было готово к работе; хорошо спланировать неделю, пообщаться с сокурсниками в онлайн режиме или по телефону и попытаться работать вместе несмотря на пандемию коронавируса.


По словам Тараба, для того, чтобы овладеть навыками перехода на университетское обучение в наше время, требуется большая гибкость и самодисциплина.

78 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page