Бакалавриат в Германии: дипломная работа




Написание бакалаврской диссертации: Советы по темам и структуре

В завершении обучения каждому необходимо написать бакалаврскую диссертацию. После того как тема определена, наступает время для обширного исследования источников, первичной и вторичной литературы, а также различных публикаций. Однако в большинстве случаев на этом история не заканчивается. Для того чтобы доказать или опровергнуть тезис, многие студенты также создают опросы в своих бакалаврских диссертациях. Это требует огромных усилий. В данной статье представлены советы, стратегии и примеры того, как можно написать бакалаврскую диссертацию.


Хотите учиться на бакалавриате в Германии? Оставляйте заявку на нашем сайте


Сроки имеют решающее значение

Основной совет по написанию бакалаврской диссертации: начинайте все заранее. Очень многие студенты начинают писать дипломную работу в последний момент – и тем самым впадают в стресс и панику.


Три совета по распределению времени:

· На определение темы отводите две или более недель. То же самое относится и к руководителю. Вы не знаете, примет ли вас желаемый руководитель и как быстро с вами свяжется.

· Нужно иметь в виду, что литература будет также заимствована другими студентами и поэтому не всегда будет доступна в университетской библиотеке. Время ожидания может значительно замедлить поиски и работу над литературой – и, следовательно, над всей бакалаврской диссертацией.

· Назначайте даты как можно раньше, чтобы согласовать их с вашим руководителем. Своевременное планирование позволяет избежать ненужного ожидания и переутомления.


Тема бакалаврской диссертации: как найти подходящий вариант

· Выбор темы

· Поиск научного руководителя

· Регистрация бакалаврской диссертации

· План и структура диссертации

· Поиск литературы

· Проведение и оценка собственного исследования

· Подготовка научного текста (включая рисунки, таблицы и указатели)

· Форматирование в соответствии со спецификациями университета

· Надлежащее научное цитирование

· Соблюдение правильной орфографии и грамматики

· Коррекция и сдача

· Профессиональная презентация и, при необходимости, защита бакалаврской диссертации

Обычный срок обработки бакалаврских диссертаций варьируется в зависимости от университета. Однако, как правило, он составляет от двух до четырех месяцев.

Объем бакалаврской диссертации составляет от 20 до 40 страниц. Это также может варьироваться в зависимости от университета и соответствующего факультета.

Помимо формальных требований к академической работе, выбор темы иногда отходит на второй план. Правильно выбранная тема определяет успех или неудачу бакалаврской диссертации. Пример:

Юлия изучает социальный менеджмент в университете прикладных наук. Сейчас середина последнего семестра, и она близка к отчаянию. Причина: она просто не может продвинуться дальше со своей бакалаврской диссертацией, не может найти отправную точку для следующего шага. Она выбрала тему «Влияние общества на ответственный менеджмент в социальных учреждениях» и начала свою работу с энтузиазмом.

Недостатка в специальной литературе и идеях нет – скорее наоборот. Однако после некоторого обсуждения выяснилось, что проблема кроется именно в этом: тема слишком обширна, Юлия не знает, на чем сосредоточиться. И теперь тема не может быть изменена.

Научный руководитель Юлии согласился изменить направленность бакалаврской диссертации. Однако без его уступки работа была бы гарантированно провалена.

Чтобы этого не произошло с вами, попробуйте дать ответы на следующие вопросы:

· Какие темы интересуют меня лично?

· Есть ли темы, которыми я увлечен?

· Могу ли я использовать темы из предыдущих бакалаврских работ?

· Какие темы особенно привлекали меня во время учебы?

· Есть ли вопросы по содержанию обучения, которые я хотел бы обсудить?

· Подходит ли мой опыт, полученный во время стажировок или практических этапов, для бакалаврской диссертации?

· Есть ли предложения по темам или идеям от профессоров и преподавателей?

· Могу ли я найти достаточно литературы по нужной мне теме?

· Подходит ли тема также для продолжения работы в контексте возможной магистерской диссертации?

· Какими темами и вопросами я уже интенсивно занимаюсь?

· Какие преподаватели подходят мне в качестве руководителей?

· Какие темы будут поддерживать и курировать эти преподаватели?

· Есть ли какие-либо рекомендации от университета или моего научного руководителя, которым я должен следовать при выборе темы?

· Как много времени отводится на написание бакалаврской диссертации?

· Какой объем должен быть у бакалаврской диссертации?

· Всегда ли нужно использовать первичную литературу или в обоснованных случаях достаточно и вторичной литературы?

· Найду ли я достаточно участников для проведения эмпирической работы?

· Могу ли я заранее написать содержание на определенную тему?

· Какие темы открываются для меня легко и без особых усилий?

· Какие темы предлагают мне дополнительные преимущества и ориентиры для моей будущей работы?

· Возможна ли вообще моя желаемая тема в рамках бакалаврской диссертации?

· Есть ли у меня необходимые основы для работы над определенной темой?


Поиск литературы: четыре совета

В настоящее время существует огромный выбор литературных источников: помимо библиотек существуют тематические базы данных, книжные магазины и, конечно же, интернет.

Одних онлайн-источников, как правило, недостаточно для написания бакалаврской диссертации. Похода в библиотеку не избежать.

Следующие советы уже доказали свою эффективность при поиске литературы:

· Варьирование условий поиска. Многие студенты ищут с ограниченным набором условий поиска. Это вполне подходит для начала работы над темой. Но если первые несколько поисков не дают значимых результатов, следует расширить спектр поиска и использовать комбинации ключевых слов.

· Использование межбиблиотечного абонемента. Воспользуйтесь этой возможностью – особенно если специальная литература в библиотеке вашего университета недоступна.

· Поиск на иностранных языках. В зависимости от темы и предметной области может иметь смысл искать специальную литературу не только на родном языке, но и на другом (при условии, конечно, что вы владеете иностранным языком). Это еще один способ найти новые источники.

· Сформируйте поисковые группы. Чаще всего студенты одного года обучения и одной и той же программы освещают в своих бакалаврских диссертациях схожие темы. Это приводит к конкуренции и даже спорам по поводу соответствующей литературы. Однако вместо того, чтобы спорить, вам следует объединиться со своими однокурсниками и создать исследовательские группы и поделиться источниками.

При проведении исследований следует различать первичную и вторичную литературу:

· Первичная литература: оригинальные источники, специализированные эссе соответствующих исследователей, тематические коллекции источников.

· Вторичная литература: университетские издания, энциклопедии и словари, собрания сочинений, (публицистические) периодические издания.


Семь советов для проведения опросов

Многие студенты предпочитают вместо того, чтобы просто опираться на уже существующие утверждения, дополнить и обогатить свою бакалаврскую диссертацию эмпирическим исследованием (или опросом), которое они затем оценивают и анализируют. Очевидно, что это не только эксклюзивные, но и свежие материалы и идеи, которые могут значительно улучшить работу.

Соответственно, такое исследование может представить новые перспективы, подтвердить или поставить под сомнение существующие тезисы или поднять вопрос для другой аудитории с целью создания новой ссылки.

Однако могут возникнуть многочисленные ошибки, которые снижают ценность исследования. Следующие советы помогут уменьшить или даже избежать таких ошибок:

1. Уточните свою целевую аудиторию.

Неважно, на каком факультете вы пишете бакалаврскую диссертацию, и на какую тему: заранее уточните, кто является целевой группой вашего опроса. Иногда это может быть просто, если вы хотите создать общий опрос, который, возможно, будет разбит только по возрастному составу.

Однако если вы хотите получить явную оценку конкретной группы – например, всех студентов, работающих неполный рабочий день, или родителей, воспитывающих детей в одиночку, - вам следует обратиться к этой целевой группе, как при создании, так и при распространении вашей анкеты.

2. Сделайте свой опрос репрезентативным.

Прежде всего, при репрезентативном опросе обычно смотрят на количество участников. Объективный результат не может быть получен от небольшого их числа. Поэтому обычно рекомендуется отбирать как можно большую группу участников – в идеале несколько сотен.

Однако репрезентативность также включает в себя принадлежность участника к определенной целевой группе. Пример: если ваша цель – зафиксировать удовлетворенность сотрудников своей профессиональной ситуацией, то опрос в университете, где лишь небольшая часть трудоустроена, не будет репрезентативным даже при 300 участниках.

3. Пусть ваши вопросы будут понятными.

В течение всего времени работы над бакалаврской диссертацией вы много занимаетесь темой, приобретаете глубокие знания, с утра до вечера читаете литературу и знаете о ней все до мелочей. Но помните: участники вашего опроса обычно не обладают такими знаниями, и им все равно нужно понять, о чем идет речь в отдельных вопросах.

Поэтому составляйте вопросы как можно более понятно. Воздержитесь от длинных и сложных предложений, а если совсем не можете обойтись без специальной лексики, в любом случае объясняйте термины.

4. Не предлагайте ответы.

Часто у вас уже есть определенное представление о том, какого результата следует ожидать от опроса – или вы надеетесь на определенный результат, чтобы поддержать собственные аргументы и подтвердить тезис, который вы сформулировали. Однако чтобы оставаться научно объективным, никогда не задавайте наводящих вопросов, чтобы направить ответы в нужное русло.

Таким образом, вы искажаете результат и обесцениваете опрос.

5. Сделайте опрос как можно короче.

Не всегда легко найти тонкую грань между полным опросом и слишком длинной серией вопросов. При составлении анкеты всегда следует думать о том, сколько вы можете и хотите ожидать от участников. Просто спросите у своих сокурсников, сколько времени им потребуется, чтобы ответить на вопросы анкеты.

6. Четко сформулируйте варианты ответов.

Хотя вопрос «Оцените по шкале от 1 до 7...» звучит понятно, он может повлечь за собой проблему, связанную с тем, что участники оценивают отдельные значения по-разному. Если для одного участника 5 баллов уже является очень хорошим показателем, то другой считает 6 и 7 баллов действительно хорошей оценкой.

Поэтому действуйте конкретно и уточняйте смысл вариантов ответа. Например, можно использовать следующую схему: 1 балл – очень слабое выражение или согласие, 2 балла – слабое, 3 балла – нейтральное, 4 балла – сильное и 5 баллов – очень сильное выражение или согласие.

7. Заранее начните пробовать проводить опрос.

Прежде чем приступить к самому опросу, может быть полезно, опросить сначала своих друзей и родственников, чтобы получить важную обратную связь, прежде чем приступать к опросу других людей.

Друзья и родственники могут быстрее увидеть возможные ошибки, а также первые ответы помогут вам вовремя распознать возможные слабые места.


Структура и организация работы

В конечном итоге, конечно, решающим фактором успешной бакалаврской диссертации является сама работа – то есть то, что в ней содержится, как вы ее структурировали и как подошли к теме.

Из темы обычно автоматически вытекает план бакалаврской диссертации. Однако первый набросок никогда не бывает решающим. В ходе исследования он обычно меняется – это совершенно нормально.

Классическая структура работы:

· Титульный лист и содержание (2 -3%)

· Введение (10%)

· Основная часть/ анализ (80%)

· Резюме (5%)

· Библиография и приложения (2 -3%)